Урок-спектакль «Право на жизнь» и панельная дискуссия по вопросам образования в «Театриуме на Серпуховке п/р Терезы Дуровой»
Урок-спектакль «Право на жизнь» и панельная дискуссия экспертного сообщества со зрителями по вопросам поиска новых креативных форм воспитания и образования российских подростков собрали около 300 человек в столичном «Театриуме на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой». Это событие было приурочено к первому дню рождения благотворительного фонда «Кимберлит», который и выступил организатором мероприятия при поддержке Комитета Общественных Связей города Москвы, благотворительного фонда Российский Еврейский Конгресс (РЕК), Женской Лиги РЕК, Посольства Государства Израиль в Российской Федерации, фонда «Холокост» и компании FinAssist.
Посол Государства Израиль в Российской Федерации Гарри Корен перед показом урока-спектакля «Право на жизнь» выступил с приветственным словом к собравшимся: «Я благодарен благотворительному фонду «Кимберлит» и Женской Лиге РЕК за прекрасную и очень важную инициативу показать спектакль «Право на жизнь». И особенно хочу отметить режиссёра этого спектакля, руководителя Московского Педагогического театра подростков Вадима Семеновича Злотникова, продолжающего дело великого педагога Януша Корчака. Говоря о страшных событиях Холокоста, мы зачастую произносим фразу «Никогда больше». Убеждён, что лучшей прививкой от нацизма и от повторения страшных событий служит серьезный разговор на эти важные и сложные темы. Приветствую тот факт, что в российских школах в рамках курса истории освещаются события Второй мировой войны, рассказывается о трагических страницах истории еврейского народа, об освобождении концлагеря Освенцим солдатами Красной Армии. Вместе с тем, театр помогает рассказать эту историю так, что она проникает в душу, помогает представить, что чувствовал человек в то время».
Урок-спектакль «Право на жизнь» – это документально-театральный проект, основанный на фактах, свидетельствах, кинохронике и документах, рассказывающих о военных преступлениях Второй мировой войны и подвиге польского врача и педагога Януша Корчака и его Дома сирот во времена Холокоста. Спектакль поставлен Московским Педагогическим театром подростков и проходит под патронатом благотворительного фонда «Кимберлит». Актеры урока-спектакля – подростки, что позволяет актуализировать и сделать личностно значимой для них темы ценности человеческой жизни, ответственности и толерантности.
После показа урока-спектакля состоялась панельная дискуссия, модератором которой выступил учитель истории школы №1543, член Вольного исторического общества, соведущий программы «Не так!» на радио «Эхо Москвы» Алексей Валерьевич Кузнецов. Эксперты панельной дискуссии:
• заместитель директора департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ Ольга Павловна Колударова;
• посол Государства Израиль в Российской Федерации Гарри Корен;
• директор центра образования №686 «Класс-Центр» Сергей Зиновьевич Казарновский;
• директор ГБОУ Школа №109 Евгений Шоломович Ямбург;
• ректор Российского государственного социального университета (РГСУ) Наталья Борисовна Починок;
• художественный руководитель «Театриума на Серпуховке» народная артистка РФ Тереза Ганнибаловна Дурова;
• генеральный директор благотворительного фонда «Кимберлит» Алина Леонидовна Гоникман;
• продюсер Московского Педагогического театра подростков, руководитель проекта «Право на жизнь» благотворительного фонда «Кимберлит» Сергей Александрович Бондарев;
• художественный руководитель Московского Педагогического Театра Подростков Вадим Семенович Злотников;
• председатель правления фонда поддержки лагеря «Детская республика «Поленово» Николай Валерьевич Зимин;
• президент фонда «Холокост» Алла Ефремовна Гербер;
• исполнительный директор Национального Парадельфийского комитета России, вице-президент Федерации спортивных танцев на колясках России Наталья Валерьевна Крель.
По словам Ольги Павловны Колударовой, «согласно недавним опросам, детям в начальной школе больше всего не хватает доброты как в семье, так и от педагогов, ученикам средней школы не достает справедливости, а старшеклассники хотят больше неравнодушия. Поэтому важно было ощущать во время урока-спектакля, что его исполнители-подростки умеют сострадать и смогли показать, как правильно учиться жить».
Сергей Зиновьевич Казарновский поделился своим мнением об увиденном: «Зрелище было настолько искренним, что я даже не знаю, как это можно обсуждать. Могу только сказать вам огромное спасибо стоя. То, что вы сделали, я бы назвал образованием, потому что настоящее образование начинается тогда, когда факт связан с эмоцией, что мы и увидели во время показа «Право на жизнь».
Ректор РГСУ Наталья Борисовна Починок отметила: «Я хотела бы поблагодарить за такую смелость продюсерскую группу и ребят, вы огромные молодцы. И я понимаю, как важно такие уроки истории делать не только в школах, но и в университетах. С удовольствием, если такая возможность есть, такой же урок-спектакль повторим у нас».
Тереза Ганнибаловна Дурова подчеркнула, что «подростки на сцене были абсолютно искренни, и это самое важное. То, что шло от души и попало к нам в душу. И это был настоящий спектакль. Для меня он очень дорог и очень нужен, поскольку нужно жить с открытыми глазами, знать историю, что было, и понимать, что может быть».
Продюсер Московского Педагогического театра подростков и руководитель проекта «Право на жизнь» благотворительного фонда «Кимберлит» Сергей Александрович Бондарев рассказал собравшимся о том, как был придуман школьный урок истории в виде урока-спектакля. По его опыту, «такая форма изучения истории вносит большой вклад в мировоззрение детей, поэтому мы считаем, что и про другие исторические события нужно рассказывать языком театра, особенно про такие события, где происходил слом, где формировались или разрушались этические коды. И мы стремимся, чтобы дети узнавали историю путем проживания».
Алла Ефремовна Гербер поблагодарила участников проекта «Право на жизнь», отметив, что посмотрела этот спектакль второй раз: «И во второй раз я потрясена, особенно исполнением песни Александра Галича «Кадиш». Я была когда-то в одной компании, где сам автор исполнил «Кадиш», тогда все очень долго молчали и не могли ничего сказать. И Галич исполнял это так, как сделали сегодня вы… Во время спектакля мы задумываемся, молчим, плачем и стремимся понять, как же такие преступления против человечности все-таки могли случиться? И может ли опять такое повториться, что люди опять станут недочеловеками? Этого, конечно, быть не должно».
По словам Натальи Валерьевны Крель, «спектакль «Право на жизнь» – это серьезная, большая и достаточно профессиональная работа, за что ребятам большое спасибо! Но самое большое спасибо им за то, что они жили этой темой, они не лукавили, не играли в эту тему и показали нам урок истории. Надо говорить о тяжелых вещах? Конечно, надо, но надо говорить правильно. И такой урок истории в виде спектакля заставляет нас задуматься и сопереживать, потому что включает зрителей в процесс. Театр может рассказать многие вещи через переживание, через соучастие очень понятным языком, поэтому такие проекты очень важно поддерживать, чтобы мы смогли неравнодушно изучать историю и уроки чужой боли».
Генеральный директор благотворительного фонда «Кимберлит» Алина Леонидовна Гоникман подвела итог дискуссии: «Есть тема Холокост, есть тема «Праведники мира», есть события, которые происходят в нашей жизни, и мы можем рассказывать о них по-разному, и школа нам, конечно, очень сильно помогает преподаванием уроков истории. Но, чтобы дети поняли сложные исторические события и выросли в те самые бриллианты, которые нам очень нужны, надо, чтобы они это прожили и не повторили то, что не надо повторять, и, наоборот, закрепили то, что надо закрепить. И это лучше всего делается через театр, через творчество. Любую тему, важную для общества, недостаточно давать подросткам только через учебник, нужны дополнительные средства – через переживание, через такую форму, как урок-спектакль».